Изучаем привод насоса трактора
Главное предназначение топливных насосов - подача горючего в цилиндры.
Топливо поступает в систему под высоким давлением строго определенными распыленными порциями.
Разновидности и особенности приводов
Существует несколько видов насосов. Устройства могут быть с одним или двумя плунжерами.
По приводу насоса выделяют следующие типы механизмов:
- Ременные;
- Шестеренчатые.
Различаются механизмы по способу подачи горючего в цилиндр двигателя, а также в зависимости от испытываемой нагрузки.
В тракторах используются насосы с прямым впрыском и с аккумуляторным. В устройствах с непосредственной подачей топлива процесс нагнетания и подачи происходит одновременно.
Плунжер приводится в действие механическим способом.
В насосах с аккумуляторным впрыском применяется энергия сжатых газов, реже - специальные пружины. Для мощных низкооборотистых двигателей в редких случаях используют механизмы с гидравлическими аккумуляторами.
В таких насосах нагнетание в камеру аккумулятора и впрыск в цилиндр протекают раздельно. Система питания цилиндра обеспечивает более качественную и точно поданную смесь в широком диапазоне нагрузок.
Это в свою очередь обеспечивает высокий КПД двигателя, надежность и увеличенный ресурс работы.
Инновационные изменения в конструкции
С развитием технологий меняется и подход к самому понятию топливного насоса.
На современной этапе в дизельных двигателях используют так называемые «насос-форсунки». Электромагнитный клапан форсунки управляется топливным процессором автомобиля.
За рубежом подобная технология получила название «commonrail».
Разновидности систем
Топливные насосы высокого давления (ТНВД МТЗ) могут быть:
- Рядными;
- Одноплунжерными.
В каждый цилиндр из отдельной секции подается топливо.
В распределительных V-образных одно насосное отделение поэтапно переходит горючее.
Подача топлива в ТНВД МТЗ обеспечивается подкачивающим насосом, работающим от привода насоса.
Устройство качает горючее в непрерывном режиме. Излишки топлива уходят из насоса обратно в бак по специальной дренажной трубке (обратке). Редукционный клапан поддерживает постоянное давление.
Для прекращения подачи топлива в ТНВД предусмотрен электромагнитный клапан. Механизм прекращает процесс при выключении зажигания. Это приводит к остановке двигателя.
Также насосы высокого давления различаются по величине давления и продолжительности впрыска. Всего существует 12 устройств с величиной давления от 550 до 1350 бар с различным количеством цилиндров от 2 до 12.
Насос связан с коленчатым валом двигателя зубчатой или ременной передачей, приводящей в действие кулачковый вал. При вращении механизм смещает толкатель. Пружина сжимается и плунжер поднимается.
Количество топлива регулируется всережимным регулятором через рейку. При определенных поворотах под плунжер попадает больше или меньше горючего. В некоторых двигателях предусмотрено автоматическое отключение плунжеров (цилиндры не работают).
Такая система применяется в мощных моторах для экономии топлива и ресурса.
Ремонт и обслуживание привода
Для оптимальной работы тандема двигатель-насос в последнем предусмотрена муфта опережения. Важно при замене или ремонте привода насоса правильно выставить метки вала и шестерни.
Механизм отвечает за правильную своевременную подачу смеси в цилиндр. Это обеспечивает устойчивую работу двигателя. Значительно продлить срок службы механизма позволят:
Своевременная замена фильтрующих элементов и расходников; Качественное топливо; Правильная регулировка, в случае если валы привода насоса соединены ременной передачей.
На работу топливных насосов высокого давления серьезное влияние оказывает используемое горючее. Поэтому в дизельных двигателях применяются две системы очистки:
- Грубая;
- Тонкая.
Современная химическая промышленность выпускает также множество специальных присадок, влияющих на качество топлива и его смазывающие свойства. Применение дизеля с низким содержанием серы может привести к преждевременному износу деталей вала привода насоса.
Как и любая деталь, ТНВД МТЗ со временем выходит из строя.
Однако можно продлить срок службы элемента. Для этого своевременно заменяйте фильтры и другие расходники.
Обязательно заливайте только качественное топливо. Также делайте правильную регулировку валов привода насоса, так как элемент соединен ременной передачей с другими валами.
Еще статьи по теме:
Магнето на трактор: принцип работы и установка
Золотник перепускного клапана и принципы его работы