Ремонтируем генератор МТЗ
Генератор МТЗ – источник тока, обеспечивающий работу всех электроприборов трактора.
О том, из чего состоит генератор и как ремонтировать механизм, расскажем ниже.
Генератор МТЗ и его устройство
Существуют два вида механизмов – постоянного и переменного токов. Генератор МТЗ первого типа состоит из:
- Якоря с обмоткой;
- Индукторов;
- Диодов;
- Коллекторов.
В сердечниках с обмоткой вырабатывается сила. При движении техники магнитные потоки нарастают. Диод с полупроводником является выпрямителем. Постоянная выработка напряжения генератором трактора регулируется специальной автоматической системой.
Ток проводится только в одном направлении. Генераторы трактора второго типа способны работать без регуляторов напряжения. Для зарядки аккумулятора необходим выпрямитель.
Состоит генератор МТЗ переменного тока из следующих элементов:
- Статор;
- Ротор;
- Задняя и передняя крышки;
- Подшипники.
В корпусе генератора трактора шесть сердечников. Элементы выполнены из железных пластин. Медная обмотка закрепляется на сердечнике. У каждой по 63 витка. Концы обмотки соединены с клеммами.
Есть у генератора МТЗ выключатель. К нему присоединен провод и клеммы. Для обеспечения нормальной работы генератора трактора необходимо подключать лампы подходящей мощности. У механизма предусмотрено три рабочих положения.
Возможные неисправности генератора трактора
Разрядный ток при номинальной частоте вращения вала указывает на слабое натяжение ремня генератора МТЗ. Также мог произойти обрыв проводов или окисление зажимов. Разрядный ток возникает вследствие межвиткового замыкания и пробоя диодов выпрямителя. Если в генераторе МТЗ появились стуки и шумы, необходимо затянуть гайки крепления шкива провода.
Посторонние звуки могут также возникнуть в результате износа или разрушения шарикоподшипников. Ротор задевает статор. Требуется срочный ремонт генератора 82. Большой зарядный ток свидетельствует о неисправностях аккумулятора.
Однако прежде чем взяться за ремонт генератора 82, необходимо сделать проверку. На тракторе включают все потребители электроэнергии. Устанавливают номинальную мощность вращения вала и подключают вольтамперметр.
Постепенно нагрузку на генератор трактора увеличивают и замеряют напряжение. Величина измеряемого параметра не должна быть меньше 12,5 В. Если напряжение существенно отличается от установленного, выполняют ремонт генератора 82.
Исправность элементов проверяют контрольной лампой. Нужно снять заднюю крышку и интегральное устройство. Освобождают выводы катушки и выполняют проверку на отсутствие короткого замыкания в генераторе трактора.
При обнаружении неисправности контрольная лампа загорается. Если нарушена изоляция обмотки или вышли из строя диоды, генератор МТЗ подлежит замене.
Чистка и разборка
Загрязнения коллектора и щеток могут стать причиной неисправности.
Для обеспечения стабильной работы генератор трактора нуждается в регулярной чистке. Элементы с проводами вытирают тряпкой, предварительно смоченной в бензине. Затем детали продувают и просушивают.
Остальные составляющие запчасти МТЗ промывают в специальном растворе. Допускается использовать обычный керосин. Чтобы выполнить ремонт генератора 82, необходимо осуществить его разборку.
Если нужна замена шкива, отгибают шайбу и отворачивают гайку.
Затем снимают механизм съемником. Для замены выпрямительного блока генератор трактора откручивают винты. Снимают крышку и отсоединяют провода от клемм. Освобождают выводы статора и скручивают шайбы.
Выпрямительный блок нужно снимать во время ремонта генератора 82 при замене статора или подшипника.
Еще статьи по теме:
Магнето на трактор: принцип работы и установка